В Трудовом кодексе планируется закрепить порядок самоконтроля работодателей

Merkushev Vasiliy / Shutterstock.com

Нельзя исключать, что в будущем работодатели смогут избежать надзорных мероприятий в сфере труда, проводя процедуру самоконтроля. Предполагается, что они будут заполнять проверочные страницы, размещенные на портале онлайнинспекция.рф и показывать, соблюдены ими обязательные требования либо нет. Такие страницы нужно будет направлять в Роструд, и при условии отсутствия несчастных случаев и опытных болезней инспекторы не будут проводить надзорные мероприятия в течение пяти лет. Причем по окончании данного срока работодатель сможет опять пройти такую процедуру, и в случае отсутствия нарушений проверка в отношении него также проводиться не будет. Как конкретно будет проверяться достоверность направленных работодателем сведений, пока не уточняется. Планируется, что процедура самоконтроля работодателей будет прописана в Трудовом кодексе. О данной инициативе поведал глава управления государственного надзора в сфере труда Роструда Егор Иванов в ходе конференции «вопросы трудового права-2017», организованной ИД «Коммерсантъ».

Одновременно с этим отметим, что госорганы вправе проводить внеплановые проверки по разным основаниям, к примеру, в случае обращения работника организации (подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юрлиц и личных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; потом – Закон № 294-ФЗ). Логично высказать предположение, что введение процедуры самоконтроля работодателей не повлияет на проведение таких проверок.

Напомним, что уже сейчас на портале онлайнинспекция.рф имеется возможность самоконтроля для работодателей – на нем размещены проверочные страницы по разным тематикам (онлайнинспекция.рф/inspector/prechecks?category_id=popular). Но пока по результатам таковой проверки возможно только получить заключение интерактивного сервиса и постараться самостоятельно устранить нарушения.

Представитель Роструда также поделился мнением, что в контексте внедрения риск-ориентированного подхода речь заходит не столько о понижении административной нагрузки на бизнес, сколько об оптимизации этой нагрузки – ее распределяют между государством и бизнесом.

Он привел три гипотетических варианта такого распределения:

  • твёрдый и безграничный надзор за всеми работодателями без каких-либо исключений;
  • полное авторегулирование как наиболее либеральный вариант, когда надзорные органы выполняют скорее консультирующую функцию;
  • надзор, в ходе которого властные органы выполняют функцию внешнего наблюдателя, который может вмешаться лишь при необходимости, тогда как по большей части работодатели занимаются авторегулированием, но правильно, изначально заданным страной.

Егор Иванов сказал, что Роструд считает наиболее оптимальным третий вариант, в частности основываясь на опыте международного сотрудничества. Инициатива о процедуре самоконтроля как раз является одним из проявлений такого подхода.

Как не допустить неправомерные действия инспектирующих органов? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить своевременную помощь специалистов по телефону, подключив новый блок «Советник по проверкам».

Оставить заявку

Отойти от твёрдого регулирования планируется и в сфере охраны труда. Глава департамента условий и охраны труда Минтруда России Валерий Корж сопоставил текущую обстановку и планируемые изменения. «Сейчас мы или реагируем на разные печальные происшествия в виде несчастных случаев или опытных болезней, или жалоб работников на те либо иные условия труда. Вот этот выговор необходимо поменять и как один из ключевых принципов обеспечения жизни и здоровья работников на производстве ввести принцип профилактики, принцип предупреждения», – поделился специалист. Предполагается, что общие нормы, закрепляющие такие правила, будут введены в ТК РФ, а уже в подзаконных актах найдут, как выявлять опасности, давать предупреждение их и как оценивать риски. Специалист выделил, что нормы в подзаконных актах будут являться рекомендацией.

По словам экспертов, твёрдое регулирование было характерно для советского периода, когда использовалась единая система планирования и однообразное оборудование. «Сейчас обстановка совсем другая и мы не видим целесообразности и необходимости создавать дополнительную нагрузку на бизнес, исходя из этого нормы и вводим», – указал представитель Минтруда России. Устаревшими он назвал и нормы, в соответствии с которым дамам категорически запрещается осуществлять отдельные виды работ. «Подход таковой лобовой – запрещено и все – он тоже, возможно, уже пару устарел. С какого возраста запрещено, в каких условиях запрещено, в каких факторах запрещено и без того потом – на эти вопросы нужно отвечать», – заявил специалист, добавив, что данная неприятность требует деликатного решения во время кризиса трудовых ресурсов.

Реформа контрольно-надзорной деятельности также предполагает устранение обстановок, когда различные ведомства владеют сходными функциями, в связи с чем проверки по сути дублируются. Валерий Корж сказал, что в Правительство России планируется внести закон, в соответствии с которым Федеральная служба защиты прав потребителей должен будет согласовывать с Минтрудом России издаваемые первым СанПиНы, если они касаются условий труда.

Но существует и кардинально другой подход к необходимости понижения нагрузки на работодателей при проведении проверок. В ходе мероприятия заведующий кафедрой трудового права и права соцобеспечения Столичного государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Никита Лютов напомнил, что трудовое право создавалось для защиты экономически более не сильный стороны – работника, но не работодателя. Более того, согласно его точке зрения, Закон № 294-ФЗ прямо противоречит Конвенции Интернациональной организации труда № 81 об инспекции труда в индустрии и торговле. В соответствии с интернациональным документом, инспектор труда в праве посещать любую организацию, которая находится в сфере его компетенции, в любое время и по собственному усмотрению (подп. «а» п. 1 ст. 12 Конвенции). Никита Лютов напомнил, что данная конвенция ратифицирована нашим страной, а следовательно, является составной частью правовой системы страны. А вдруг закон противоречит интернациональному контракту, используется последний (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *