Референдум зарубежом

Референдум – метод принятия государственных решений либо решений в сфере местного самоуправления методом голосования лиц, владеющих правом участия в референдуме.

С позиций конституционного регулирования вопросов, которые могут быть вынесены на референдум (предмет референдума), они могут быть поделены на 2 группы:

  1. вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум;
  2. вопросы, вынесение которых на референдум отнесено на усмотрение государственных органов либо избирателей.

Вопросы, которые не подлежат вынесению на референдум:

  1. налогообложения, бюджета и другие денежные вопросы;
  2. амнистии и помилования;
  3. ратификации международных контрактов.

Исходя из изюминок политической ситуации, исторических традиций, уровня политической культуры и других событий любой законодатель создает свой список вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум.

В большинстве случаев право участия в референдуме предоставляется всем избирателям, владеющим активным избирательным правом по выборам в нижнюю либо единственную палату парламента, а на региональных и местных референдумах – в соответствующий орган регионального представительства либо местного самоуправления.

Порядок организации и проведения референдума следующий — Инициатива проведения референдума может исходить от правительства, групп парламентариев, региональных властей, групп избирателей, палат парламента и т. д.

Решение о назначении референдума принимает:

  1. президент;
  2. парламент;

Виды референдума:

  1. общегосударственный и местный референдум;
  2. обязательный и факультативный (петиционный, т. е. по инициативе избирателей со сбором подписей);
  3. конституционный и обычный. В первом случае на референдум выносится проект конституции (во Франции в 1958 г.) либо поправка к конституции. Обычным считается референдум по иным вопросам, не имеющим конституционного значения (в Швейцарии по вопросу о вступлении в ООН);
  4. допарламентский (до принятия закона парламентом), послепарламентский (после того как закон принят парламентом и вынесен им на утверждение методом референдума), внепарламентский (в то время как законы принимаются на референдуме при отсутствии либо в обход парламента);
  5. утверждающий (либо ратифицирующий) (методом референдума избиратели утверждают решение парламента) и отменяющий;
  6. решающий и консультативный.

Существуют и иные классификации — конституционный, законодательный, интернационально-правовой референдум (в большинстве случаев по вопросам границ, участия в международных организациях), административный референдум (по вопросам устройства территории страны, о системе его органов и т. д.).

Результаты референдума оформляются как результат подсчета голосов и определение результата.

Часто никаких иных актов о собственном референдуме не принимается: на базе его результатов издаются нужные законы и акты аккуратной власти, вносятся определенные положения в конституцию либо учитываются его итоги.


  1. Правовой статус и порядок деятельности партий
  2. Понятие и сущность избирательного права зарубежом
  3. Организация и порядок проведения выборов зарубежом

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *